Смерть от отчаяния. Отсутствие высшего образования сократило ожидаемую продолжительность жизни белых американцев
Последние несколько лет американские учёные бьют в набат: над белым населением США нависло проклятье так называемых смертей от отчаяния. Причём, главным фактором риска стало отсутствие высшего образования. Новое исследование авторов этого термина показывает, что ожидаемая продолжительность жизни в последние годы даже меньше зависит от расы американца, чем от наличия степени бакалавра.
Понятие «смерть от отчаяния» ввели в обиход всемирно известные экономисты (и по совместительству супруги) Энн Кейс (Anne Case) и нобелевский лауреат Сэр Ангус Дитон (Angus Deaton). В 2015 году они опубликовали знаковую научную работу, посвящённую возрастающей смертности среди белых не испаноязычных американцев без высшего образования.
Учёные выявили пугающую закономерность: это была единственная группа населения, ожидаемая продолжительность жизни которой не увеличивалась, а снижалась на протяжении нескольких десятилетий.
Поскольку на основе одного исследования в научном сообществе делать выводы не принято, изучение вопроса продолжили. За последние годы вышло сразу несколько работ учёных и коллективов из разных стран. Картина складывается, отнюдь, не радужная: отсутствие диплома бакалавра (четыре года обучения) негативно сказывается на целом спектре характеристик качества жизни в современном мире. Подробнее об этом Naked Science писал ранее. Новая статья Кейс и Дитона сравнивает два важных фактора ожидаемой продолжительности жизни – расу и наличие высшего образования.
Авторы исследования использовали данные Национальной системы статистики естественного движения населения (National Vital Statistical System). Кейс и Дитон проанализировали 48,9 миллиона свидетельств о смерти людей в возрасте от 25 до 84 лет, зарегистрированных между 1990 и 2018 годами. Что важно, эта выборка не включает период пандемии коронавирусной инфекции, то есть её влияние не учитывали. Это позволяет оценивать реальные тренды продолжительности жизни без оглядки на глобальные кризисы.
Результатом стало ожидаемое количество лет, которые население проживает между 25 и 75 годами (50 лет). А ключевыми критериями стали всего два параметра: раса (белые не испаноязычные или афроамериканцы) и наличие степени бакалавра (то есть высшего образования). И выводы оказались неутешительными для тех, кто привык воспринимать население Соединённых Штатов в консервативном ключе – как белых работяг среднего класса. Влияние расы на ожидаемую продолжительность жизни жителя США сократилось за почти 30 лет на 70%. А вот те американцы, которые не получили высшего образования, с 2010 года умирают во всё более молодом возрасте. Разница в ожидаемой продолжительности жизни между обладателями степени бакалавра и теми, кто её лишен, фактически удвоилась за последние десятилетия.
В своих публикациях Кейс и Дитон не раз отмечали важность этого открытия. По их мнению, американское правительство должно незамедлительно принимать меры, чтобы остановить этот процесс. И дело тут не в недостатке образования: развитая экономика США просто не сохраняет достаточного количества рабочих мест для людей, которые не хотят или не могут получить степень бакалавра. В итоге они не могут обеспечить себе активную и счастливую жизнь, что и приводит к смертям от отчаяния в форме суицидов и ожидаемого финала деструктивного поведения: алкоголизма и наркомании.
Трудно сказать, насколько выводы американских экономистов справедливы для остального мира. В случае развитых стран – безусловно. Кейс и Дитон даже написали об этом книгу «Смерти от отчаяния и будущее капитализма» («Deaths of Despair and the Future of Capitalism»). Возможно, для государств вроде России эта проблема ещё не стала столь же актуальной. Однако это лишь означает, что у нас есть больше времени, чтобы приготовиться к этому. Так как, судя по всему, смерти от отчаяния – неизбежный побочный эффект экономического роста и процветания.
Отчаяние – совсем не медицинский термин, на первый взгляд. Но в ближайшие годы учёным придётся сформулировать его чёткое определение. Потому что с 2015 года все больше научных работ обращают внимание на растущую смертность в одной группе населения: люди рабочих специальностей в возрасте 45-54 лет. И единственный чёткий маркер, который пока удалось выделить в статистике этих смертей, то, что все ушедшие из жизни «от отчаяния» не имели высшего образования.
Изучая социологические данные, казалось бы, можно только радоваться: с начала XX века средняя продолжительность жизни существенно увеличилась. Для США этот рост составил с 50 до 80 лет, в других странах числа различаются, но тренд аналогичен. Однако к XXI веку одна группа населения подошла в радикально ином состоянии. Среди белых американцев в возрасте 45-54 лет резко увеличилась смертность. Люди уходили из жизни сами либо в результате алкоголизма или передозировок наркотиков. Ситуация была похожа на ту, что происходила с афроамериканским населением городов США в 1970-е и 1980-е.
Учёные из Принстонского университета Энн Кейс (Anne Case) и Ангус Дитон (Angus Deaton) предложили термин «смерть от отчаяния» (deaths of despair). Об этом анализе вспомнил автор портала Sciencenews Брюс Боуэр (Bruce Bower). В своём эссе он собрал несколько более новых работ, в том числе опубликованных в 2020 году. По мнению Боуэра, в ближайшие годы медикам придется выработать научное определение отчаяния.
С одной стороны, с ощущением отчаяния, потери надежды, связаны многие расстройства психики. А с другой стороны, по мнению многих учёных, отчаяние является отдельным состоянием психики. Оно может быть, как связано с какими-то расстройствами, так и независимым от них. И даже если с точки зрения психиатрии отчаяние не считается заболеванием, оно напрямую влияет на качество и продолжительность жизни человека.
Причём на вопрос, правда ли отчаяние убивает, поиски научного ответа уже ведутся. Международная группа учёных, специализирующихся на вопросах взросления, сформулировала соответствующий план исследований на ближайшие годы. Среди них обязательно должны быть работы, изучающие аспекты отчаяния (как личного, так и группового), его психологические и социальные аспекты, а также способы оценки. Кстати, для последнего аспекта уже есть первые инструменты.
Психологи из Медицинского колледжа Роберта Ларнера при Университете Вермонта более 20 лет подряд наблюдали за состоянием 1266 человек. Все они проживали в сельских районах Северной Каролины, где фиксируется большое количество «смертей от отчаяния». Подопытных опрашивали не менее 12 раз за время исследования, в возрасте 9-13 и до 30 лет. Учёным удалось установить семь ключевых индикаторов отчаяния, часть из которых пересекается с психическими расстройствами, а некоторые уникальны.
Чувство безнадёжности и низкая самооценка характерны для депрессивных расстройств, ощущение себя нелюбимым – специфично в том числе для БДР. А частое беспокойство является симптомом тревожных расстройств. Ещё три ключевых параметра не связаны строго с психическими заболеваниями и могут быть характерными признаками отчаяния сами по себе: одиночество, беспомощность и жалость к себе. Среди почти 1300 опрошенных с 1992 года наибольшее количество из этих семи маркеров к 30 годам встречалось у тех, кто не имел высшего образования. Кроме того, чем выше был «счёт» на этой «шкале отчаяния», тем более вероятно 25-30-летние белые американцы переживали суицидальные мысли, склонялись к употреблению тяжёлых наркотиков и алкоголя. Несмотря на отчетливую корреляцию, разработанная специалистами из Университета Вермонта система требует доработки и уточнения. Более того, необходимы более глубокие исследования характерного для отчаявшихся людей деструктивного поведения.
Наконец, стоит сказать, что многие результаты этих научных работ справедливы не только для США. Да, ряд описанных социальных ситуаций в большей степени характерен для Северной Америки, но они не уникальны. Во многих странах существует серьезная проблема с наркоманией и алкоголизмом среди людей в возрасте 35-50 лет. Углубленные исследования феномена отчаяния могут помочь не только отдельным людям, но и всему обществу.
Пока нет «волшебной таблетки», учёные рекомендуют самые разные способы борьбы с эпидемией отчаяния. Например, повышать вовлечённость людей из групп риска в социальные взаимодействия, способствовать личному развитию всех людей, а также здоровому образу жизни.
Источник: Naked-Science